Социальное проектирование – основа социализации
Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять исследовательскую работу, быть коммуникабельным. Именно это является залогом его успеха в жизни.
Китайская мудрость гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня - и я научусь». Именно этим принципом мы стараемся руководствоваться, работая с детьми. А социальный проект как нельзя лучше отражает этот принцип.
Что же такое проект? В последнее время это слово ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно - деятельностный подход в обучении, т.е. обучение через деятельность.
Каковы возможные эффекты проектирования?
1) Эффектом проектировании можно считать вполне материализованный продукт, получаемый в конце проектной деятельности. Например, социально-значимые проекты, реализованные нашими воспитанниками, поднимали проблемы, связанные с охраной окружающей среды, охраной и сохранением памятников культуры, энергетические проблемы; проблемы, связанные с коммуникативными потребностями человека и много других проблем. Здесь начинает действительно работать основной тезис современного понимания технологии проектного обучения: «Все, что я знаю, я знаю, для чего мне это надо и где я могу это содержание применить». Например, работая с воспитанниками над проектом «Да будет свет!», мы провели эксперимент, цель которого - экономия электроэнергии и подсчет экономического эффекта. В результате проведенного эксперимента экономия электроэнергии составила 2420 квт/ч или 7300 руб. Таким образом, дети получили вполне реальную возможность оценить результат своей работы. А работая над проектом «Память в обелисках», посвященным 70-летию Великой Победы, мы познакомились практически со всеми памятниками в нашем районе и создали макет обелиска, переданного затем в музей нашего учреждения.
В ходе реализации проекта «По заповедным местам малой родины» наши воспитанники «восстановили историческую справедливость» - установили истинное местоположение монастырского кладбища на территории нынешнего санатория «Родник», ошибочно обозначенное в книге А.Наумова «Земли Хвалынской храмы» как место нынешней танцплощадки.
2) Эффектом проектной деятельности можно считать и то, что меняется наша роль как педагогов в воспитательном процессе. На всех этапах подготовки проекта педагог выступает в роли консультанта и помощника, что требует от нас широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства, т.к. темы проектов варьируются в широком диапазоне различных областей знаний.
3) Меняется и роль детей. Они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде», формируется критическое мышление, вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию. Уже не работает оценочная система – «это верно, а это не верно». Дети свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Это особенно важно для воспитанников интернатных учреждений, для которых ограничен выход в социум. Работа над проектами, особенно социально-значимыми, в которые мы обязательно включаем и исследовательское направление, и информационное, и творческое, и опытно-экспериментальное, безусловно, помогает социальной адаптации наших воспитанников.
Таким образом, целью метода проектирования мы считаем не только получение нашими воспитанниками новых знаний, но и приобретение опыта, освоение новых способов деятельности, что в итоге способствует успешной социализации в обществе. |