Школьная дезадаптация и ее профилактика
Школьная дезадаптация проявляется в невозможности обучения ребенка по программе, адекватной его способностям, или в невозможности следовать принятым в школе дисциплинарным нормам и выражается в нарушении обучения, нарушении поведения, а чаще всего, в том и другом вместе.
«Школьная дезадаптация» – понятие относительно новое, так как такому явлению как дезадаптация не уделялось должного внимания. Традиционная педагогика утверждала, что школа является социальным институтом, где созданы максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребенка, и учебно-воспитательный процесс оказывает исключительно положительное влияние на ребенка. И только в последние десятилетия, в связи с развитием личностно-ориентированного подхода появилось другое мнение: не ребенок должен приспосабливаться к школе, а школа к ребенку.
И родителям, и школе очень важно обратить внимание на ранние признаки школьной дезадаптации:
-появление неудовлетворительных оценок у детей, прежде хорошо успевавших;
-удлинение времени, необходимого для приготовления домашних заданий;
-возникновение потребности в помощи взрослого;
-утрата интереса к учебе;
- страх перед ситуациями проверки уровня знаний (контрольными работами, зачетами, экзаменами);
- отказ отвечать у доски;
- прогулы;
-отгороженность;
-антидисциплинарные поступки.
Если эти признаки оставить без внимания, то мы получим глубокие формы школьной дезадаптации, такие как:
- неуспеваемость;
- второгодничество;
-«школьная фобия»;
-отказ от посещения школы;
-дисциплинарные нарушения с озорством, драками, срывом уроков, поведенческие расстройства с прогулами, побегами, воровством, употреблением алкоголя и наркотических веществ;
-конфликты с одноклассниками, педагогами;
Все это в итоге приводит к полной невозможности пребывания ребенка в стенах обычной школы.
Если говорить о предпосылках школьной дезадаптации, то их, в основном, две: природно-биологические и социально-психологические.
К природно – биологическим можно отнести соматическую ослабленность ребёнка, психомоторную заторможенность, эмоциональную неустойчивость, дефекты органов речи, повышенную утомляемость.
Социально-психологическими причинами школьной дезадаптации являются семейная педагогическая запущенность ребёнка, неполноценное развитие на предыдущих этапах, неподготовленность ребенка к школе; личностные качества ребёнка, сформированные до школы: эгоцентризм, аутичноподобное развитие, агрессивные тенденции и др.;
Профилактика школьной дезадаптации должна быть двухсторонней. Во–первых, со стороны педагогов, во-вторых, со стороны родителей.
Начнем с педагогов:
1. Своевременное углублённое диагностирование пограничных нарушений, состояний риска в развитии детей.
2. Психолого-педагогическое сопровождение детей (изучение личности ребёнка, создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения, непосредственную психолого-педагогическую помощь ребёнку).
3. Создание в образовательном учреждении педагогической среды, учитывающей особенности дезадаптивных детей.
4. Освоение и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий: здоровьесберегающей, коррекционно-развивающей, проектно-исследовательской деятельности, информационно-коммуникационной технологии.
А теперь советы родителям:
1. Самое главное, что вы можете подарить своему ребёнку - это ваше внимание и поддержка. Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день!
2. Ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребёнку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребёнок почувствует, что бояться школы просто не нужно.
3. Помогите ребёнку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно. Особенно ваша помощь понадобится, если ребёнок не ходил до школы в детский сад. Хвалите ребёнка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребёнку интересным другим.
4. Мудрое отношение родителей к школьным отметкам исключит треть возможных неприятностей ребёнка. Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребёнка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребёнка. Школьная отметка – показатель знаний ребёнка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребёнка это не имеет. Хвалите ребёнка за его школьные успехи, помогайте со сложными предметами.
Только помните, никакое количество «пятёрок» не может быть важнее счастья вашего ребёнка!
|