Дорога педагога в школу, видимо, как и дорога к храму, у каждого своя. Она может быть извилистой, прямой, тернистой или легкой, но она всегда светлая и чистая. И даже если карьера учителя, по тем или иным причинам не сложилась, воспоминания всегда остаются радостные, теплые, навевающие легкую ностальгию. У каждого своя. Но они объединены одной целью – нести разумное и доброе. И я тоже иду этим путем уже двадцать четвертый год, то спотыкаясь и останавливаясь в сомнениях – туда ли иду, то нежась в лучах славы и зажмуриваясь от света «рамп» - иногда и «звездит», то … Собственно об этом я и собираюсь поведать в этой «педагогической поэме», да простит меня А.С.Макаренко.
Многие как то с детства видят себя взрослыми, осознанно мечтают быть летчиками, космонавтами, потом достигают своих целей. Удивительно, но о профессии учителя я не мечтал, и даже никогда не брал в расчет эту профессию, видимо как недостижимую для меня высоту, на которой был для меня всегда учитель. Меня интересовала техника, ремесла. В старших классах все точные науки стали, почему то любимыми, и постигались уже без особых усилий, легко. Волнения выпускных экзаменов в школе закончились отличными оценками по точным наукам и тройками по гуманитариям, русский и английский три. Именно такой дисбаланс окончательно определил мое поступление в технический вуз, который и стал «кузницей знаний» на ближайшие пять лет. Все страшилки с сопроматом и начертательной геометрией минули, оставив приятных воспоминаний больше, чем сессионных волнений. Да и пять лет сейчас кажутся одним мгновением, мне действительно было легко учиться, видимо впервые проявились качества ответственности, интереса к наукам, интереса к самому процессу обучения.
Закончив институт, я получил высокую должность старшего инженера технолога и огромную перспективу приложения полученным знаниям. Но проработал я по специальности недолго, так как, проживая в большом городе, тяжело было добираться на периферию, а такие мероприятия как посевная или уборка, обуславливали сон только в электричках. Поэтому, как накапливается усталость, так постепенно пришло и решение искать работу в городе, и этим местом стала средняя школа №128 города Харькова, к сожалению, сейчас это «заграница». Я уже говорил, что профессия учителя у меня была настолько идеалистичной, что я не мог себе представить, как я смогу зайти в класс без костюма, например, в джинсах. К счастью, учителя оказались обычными людьми, которые плачут, смеются, едят, спят, которые любят и любимы. Они во всем обычные люди, пока вы не узнали их интересы, увлечения. Любого увлеченного человека выдает его желание постоянно интересоваться свой темой, постигать и узнавать новое, жить этим интересом. А педагоги хотят еще и делиться своими знаниями в этой области. Мне попался изумительный наставник, который побывав с проверкой на моем занятии, просто поговорил потом со мною, и разговор с которым перевернул привычный мир. Мои прикладные интересы стали объектом популяризации их. Если на занятии давалась рубка металла, то и я рубил вместе с ними. Если делался молоток, обязательное программное задание, то и мой напильник «солировал» в этом хоре. Я постигал Мир вместе со своими учениками, радуясь и многому удивляясь.
Все хорошее заканчивается и из «зарубежья» пришлось уехать, перестраивая свое сознание вместе со страной. В педагогической практике был долгий перерыв, наполненный предпринимательством, поиском себя и способов заработка. Но дорога же в «храм», поэтому попав в детский дом, я в полной мере осознал, где мое место и в чем мое кредо. Увидев пацанов, осознав в какой мере ты нужен этим мальчишкам, я понял, что не случайно попал в школу, Господь определил ее мне. Звон молотков и напильников сменился запахом дерева, смолы, клея. Бытовое увлечение резьбой стало профессиональным интересом, а мальчишки не только учениками, а скорее братьями по увлечению. Отсутствие «обязательных элементов программы», а занятия мои проводятся, как дополнительное образование, позволило передавать мир прекрасного через выжигание, выпиливание, резьбу. Точеные изделия всегда завораживали нереальностью форм, а когда это еще и детских рук творение – мир действительно становится краше.
Однако специфика детского дома накладывает и обязательства перед детьми. Опыта семейной жизни и социальных навыков им негде взять. Именно желание помочь во взрослой жизни, подстраховать в приобретении бытовых навыков, позволило написать программу дополнительного образования для нашего детского дома «Мужчина в доме», которая прошла техническую экспертизу и признана авторской. В течении двух лет ребятам 8го и 9го класса даются элементарные знания по сантехнике, электротехнике, ремонту мебели и столярным навыкам. То, что считается в быту элементарным, например, прочистка раковины вантузом или зарядка электропатрона, нам приходится изучать и моделировать, зато встречаясь с этими проблемами в реальности, дети пытаются их уже решать самостоятельно.
Однако «не хлебом единым» жив человек и появление программы «Геометрическая резьба» помогло и дальше развивать художественные способности детей. Занятия этим видом творчества позволяют даже математику с геометрией легче осваивать, так как они способствуют развитию пространственного мышления у детей. Заворожить могут не только природные изгибы, но и строгая симметрия геометрического орнамента.
Занятия с детьми позволили выявить и собственные «пробелы», мне не хватало педагогического образования. Я заворожено наблюдаю за коллегами, которые многие компоненты занятия применяют осознано, а не интуитивно. Поэтому когда появилась возможность получить второе образование, я использовал этот шанс, а полученные знания по психологии помогли самостоятельно решать многие проблемы, но в большей степени это позволило лучше узнать детей и адаптировать для них свои занятия.
Я несказанно благодарен судьбе, когда нежданно и негаданно перешагнул порог школы, а затем детского дома, но главное я благодарен детям, которые так же учили меня, оставляя каждый свой след, на моем пути педагога.
Ринат Расимович, на самом деле, я думаю, что все кто пришел в наш детский дом -это стало его самым переломным моментом в его жизни. Но проблема в том, что кто-то это осознает, а кто-то, к сожалению, нет. Как бывшая воспитанница, хочу сказать, что для каждого ребенка новый человек в коллективе - это тоже переломный момент в его жизни или просто подарок судьбы, благодаря которому ты учишься верить, доверять, подпускать к себе и потихоньку перестаешь ненавидеть весь мир. У меня огромная просьба, поделитесь со мной своей программой "Мужчина в доме", мне очень поможет в диссертации. Заранее спасибо.
В ближайшее время программа "Мужчина в доме" будет размещена на сайте в разделе Образовательное пространство. Спасибо за прекрасные слова. Ринат Расимович
Ринат Расимович! Знаешь, первый раз пробежалась по тексту по диагонали, как-то не тронуло. А сейчас, прочитав внимательнее, честное слово горжусь, что в нашей обители работают просто хорошие люди. Повезло детскому дому. Сильно повезло!! Спасибо тебе!
хохолок бы отфотошопить и ушки отгладить... Солнышко, я горжусь тобой еще больше. Как это здорово, что рядом с детьми такой вдумчивый и мудрый педагог! Я тебя очень люблю!