Понедельник, 20.11.2017, 00:13
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

                                             

Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» г.Хвалынска

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 489
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Материалы информационно-методического отдела

Школьная неуспеваемость и пути ее устранения.
22.12.2015, 13:53

Школьная неуспеваемость и пути ее устранения

        Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска.
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
1.  Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно - воспитательного процесса.
Термин «оптимальный» означает «наилучший для данных условий с точки зрения определенных критериев». В роли критериев оптимальности могут выступать эффективность и время решения поставленных задач. В таком случае под оптимизацией учебно-воспитательного процесса понимают целенаправленный выбор педагогами наилучшего варианта построения этого процесса, который обеспечивает за отведенное время максимально возможную эффективность решения задач образования и воспитания школьников. Следует иметь в виду, что термин «оптимальный» неидентичен термину «идеальный». Когда говорят об оптимальности, то обязательно подчеркивают, что речь идет о максимально возможных результатах не вообще, а именно в данных, конкретных условиях школы, определенного класса.
Главная особенность теории оптимизации заключается в ее ярко выраженной гуманистической направленности. Поднимая вопрос об обучении и воспитании школьника в «зоне его ближайшего развития» в соответствии с реальными учебными возможностями, концепция оптимизации определяет важнейшие условия, которые должны обеспечить их систематическое развитие в соответствии с задатками и способностями каждого школьника.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы, тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение, беседа с неуспевающими учениками и их родителями.

3. Педагогическая терапия направлена на реализацию мер по устранению отставаний в учебе.  К ним относятся либо  дополнительные занятия, либо  группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специально подготовленные учителя.

        Занятия в выравнивающих группах должны проходить после уроков в школе. Их целью является ликвидация выявленного у отдельных учеников отставания в учебе. В этих группах дети должны работать самостоятельно под руководством учителя. Выбор упражнений для каждого ученика должен быть продуман таким образом, чтобы ученик смог устранить пробелы и впоследствии активно участвовать в работе класса. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача педагога не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах занятия организуется самостоятельная работа по группам, и дети выполняют задания разной степени трудности. Педагог помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения занятия  используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.
        В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех педагогов, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.

        Необходимо обратить внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.
 

4.Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
          На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигается психолого-педагогическое воздействие воспитательного и развивающего характера. Целью работы с неуспевающими учащимися считается как ликвидация пробелов в знаниях, так и развитие познавательной активности учащихся.  Устранив неуспеваемость, ученик  в дальнейшем должен иметь положительную динамику и не отставать от программы.
 Воспитательное воздействие должно распространяться  на всех учащихся. Меры педагогического воздействия  служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. К таким мерам относится улучшение контроля, рекомендации по совершенствованию образовательного процесса, стимулированию учебной деятельности и развитию интересов учащихся.


Основные принципы помощи детям, имеющим проблемы в обучении.

  1. Любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.
  2.  Для успешного решения коррекции учебных трудностей необходимо учитывать, как внешние, так и внутренние факторы.
  3.  Помощь детям со школьными проблемами -  это помощь, при которой корректируются не трудности обучения, а причины, вызывающие их.
  4. Организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении - это системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей.

В соответствии с этими принципами строится система комплексной помощи неуспевающему учащемуся, которая включает в себя:
– наблюдение и анализ возникающих проблем, определение причин школьных трудностей;
– консультации специалистов;
– четкое определение целей и конкретных задач помощи;
– составление индивидуального плана организации комплексной помощи с учетом индивидуальных особенностей,  работоспособности и состояния здоровья;
– постепенность   освоения учебного материала;
– индивидуальный темп обучения - переход к новому этапу обучения лишь после полного освоения предыдущего;
– регулярное повторение пройденного материала.

Ведущие педагоги и психологи делят виды помощи неуспевающим учащимся на несколько групп.

1. Помощь  должна быть направлена на изменение  особенностей мыслительной деятельности, которые мешают учащимся  усваивать знания и  формирование продуктивного мышления.

Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально-пассивных школьников необходимо формирование интеллектуальных умений и мыслительных навыков.   Без овладения навыками мышления, знание учебных действий и правил их выполнения оказывается бесполезным, поскольку ученик не в состоянии их применить.

Классификация  приемов мыслительной деятельности:
- сравнение - сопоставление объектов познания с целью нахождения сходства и различия между ними;
- анализ - мысленное расчленение предметов на части;
- синтез - мысленное соединение отдельных элементов или частей в единое целое. В реальном мыслительном процессе анализ и синтез всегда выполняются совместно.
- абстракция - мысленное выделение каких-либо существенных свойств и признаков объекта при одновременном отвлечении от других их свойств и признаков. В результате абстракции выделенное свойство или признак сами становятся предметом мышления.
В работе с постоянно неуспевающими учащимися можно заметить, что недостатки мыслительной деятельности у них могут быть разными, а потому и методика работы с такими детьми должна быть разной.

Для активной мыслительной деятельности весьма полезны различные задачи, процесс решения которых характеризуется высоким мыслительным напряжением, самостоятельным поиском, доказательствами, рассуждениями. Решение задач максимально мобилизует и развивает такие умственные операции, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение, обучает учащихся правильному, применению этих операций в своей познавательной деятельности.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся служат вопросы педагога. Они являются одним из самых распространенных приемов активизации мыслительной деятельности обучающихся. Путем задавания вопросов можно организовать активную познавательную и поисковую деятельность учащихся.

В зависимости от индивидуальных особенностей учащихся  можно использовать две основные группы вопросов:
- вопросы, направленные на восстановление и воспроизведение ранее усвоенных знаний;
- проблемные вопросы, направленные на поиск новых знаний.
При применении вопросов в сочетании обеих групп достигается их максимальная эффективность.

2. Помощь ребенку в подготовке домашнего задания.  
      Очень важный вид помощи ученику - это рациональное распределение домашнего задания. Необходимо планировать сначала трудный материал, затем легкий. Для профилактики неуспеваемости   педагог должен применять частую смену видов деятельности,  неоднократно проговаривать и закреплять материал.
Как вид помощи учащемуся можно рассматривать и дифференцированный подход в обучении, который предусматривает использование соответствующих дидактических материалов,  облегчающих  учебную деятельность слабых учеников. Это могут быть специальные обучающие  таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля. Можно предлагать учащимся карточки-задания, определяющие условие предлагаемого задания, карточки с текстами, разъяснениями, чертежами, карточки, в которых показаны образцы того, как следует вести решения, карточки-инструкции, в которых даются указания к выполнению заданий.

3. Помощь учащимся со слабой нервной системой.

      Установлено, что большинство неуспевающих учащихся имеют слабый тип нервной системы. Тип нервной системы – это совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека. Зная тип нервной системы неуспевающих учеников  и их  индивидуальные черты, педагог может по отношению к ним применять специальные приемы, облегчающие их учебную деятельность. При работе с учащимися со слабой нервной системой необходимо соблюдать следующие правила:
-          нельзя ставить неуспевающего ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;
-          чередовать ответ в устной и в письменной форме;
-          нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и  сложный материал, необходимо   разбить его на отдельные информационные блоки и давать их постепенно, по мере усвоения.
-          формировать у учащегося уверенность в своих силах, в своих знаниях, и эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях на контрольных работах или экзаменах.

4. Формирование учебной  мотивации.  Для успешности обучения необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед школьниками, были не только понятны, но и внутренне ими приняты. Тогда возникает мотив.
Большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив - это либо побуждение, либо цель, либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.
В последние годы разработаны педагогические приемы развития учебной мотивации с целью профилактики неуспеваемости. Это приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала. Необходим  показ новизны содержания, обновление уже усвоенных знаний, их углубление. Важно   раскрывать практическую и  научную значимость знаний  и способов действий.
Актуальны  приемы, основанные на общении и взаимодействии педагога и учащихся   и приемы, учитывающие отношения  внутри школьного коллектива.
Необходимо помнить, что формирование учебной мотивации замедляют эмоциональная бедность учебного материала и повторяемость одних и тех же приемов. 
                  И в заключение хотелось бы напомнить, что если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда родители обращают внимание на состояние ребенка и начинают в срочном порядке брать репетиторов. Но, как правило, бывает поздно. У ребенка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и он не понимает большинства дисциплин. Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их.
 

 

 

 

 

 

 

Методика выявления школьной неуспеваемости.

1. Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В. Матюхина)
Назначение теста: методика М.В. Матюхиной позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, обозначенные в данной методике, можно разделить на:
- широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования),
- узколичностные (благополучия и престижа),
- учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения),
- мотивы избегания неприятностей.

Эта методика также является развивающей и помогает школьникам осознать собственные мотивы в учебе.
Инструкция к тесту:
Проводится три серии испытаний.
Первая серия.
Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Предлагается разложить карточки на пять групп:
-в одну отложить все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения,
-во вторую - просто имеют значение,
-в третью - имеют небольшое значение,
-в четвертую - имеют очень малое значение,
-в пятую - совсем не имеют значения.

Вторая серия.
Из тех же карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.
Третья серия.
Из тех же карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Первая серия дает испытуемому большой простор для выбора. Вторая серия ставит испытуемого перед необходимостью более строгого отбора, поэтому он вынужден ограничить выбор. Это заставляет его лучше осознать свои побуждения и мотивы.  Третья серия требует еще более глубокого осознания своего отношения к учению.

Тестовый материал:

  1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
  2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
  3. Понимаю свою ответственность за учение перед классом.
  4. Хочу окончить школу и учиться дальше
  5. Понимаю, что знания мне нужны для будущего.
  6. Хочу быть культурным и развитым человеком.
  7. Хочу получать хорошие отметки.
  8. Хочу получать одобрение учителей и воспитателей.
  9. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

    10.Хочу быть лучшим учеником в классе.

    11. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

    12.Хочу занять достойное место среди товарищей.

    13. Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали меня за плохую учебу.

   14.Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

   15.Не хочу получать плохие отметки.

   16.Нравится узнавать на уроке о слове и числе.

   17.Люблю узнавать новое.

   18.Нравится, когда учитель рассказывает что-нибудь интересное.

   19.Люблю решать задачи разными способами.

   20.Люблю думать, рассуждать на уроке.

   21.Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

 

Ключ к тесту:
Мотивы долга и ответственности: 1 - 3 суждения;
Самоопределения и самосовершенствования: 4 - 6;
Благополучия: 7 - 9;
Мотивация престижа: 10 - 12;
Мотивация избегания неприятностей: 13 - 15;
Мотивация содержания учения: 16 - 20;
Социальные мотивы, заложенные в учебной деятельности: 1 - 15.

Обработка результатов теста.
      При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы. Например, если испытуемый в двух сериях (первой и второй, или второй и третьей, или первой и третьей) в качестве наиболее значимого мотива выбирает карточку, на которой написано: "Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности", то это рассматривается как указание на выбор, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

 

 

 

 

Категория: Материалы информационно-методического отдела | Добавил: Admin
Просмотров: 297 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Спасибо megafonза поддержку!

Поиск

  • Сайт "Я выпускник"
  • sar


  • Copyright MyCorp © 2017



    Analytics