Пятница, 26.04.2024, 02:08
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

                                             

Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» г.Хвалынска

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 515
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Материалы информационно-методического отдела

Принцип наглядности обучения
28.10.2015, 14:07

Принцип наглядности обучения

        Продолжая тему профилактики школьной дезадаптации, предлагаем вспомнить метод, который, безусловно, поможет при работе с детьми, имеющими проблемы в обучении.  Это метод наглядности, один из основополагающих методов обучения,  использующихся с древнейших времен.

         Еще Я.А. Коменский, чешский ученый, живший в 18 веке, выдвинул “золотое правило дидактики”: “Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”. Наглядность в понимании Коменского связана с восприятием предметов (явлений) органами чувств.

         Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. У подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.
         На сегодняшний день в основе принципа наглядности рассматривается процесс познания человеком окружающего мира:

        При реализации принципа наглядности необходимо помнить, что непроизвольно наглядный образ, как правило, не образуется. Необходима активная работа по его созданию. А также, нужно предусматривать отбор действий, которые должны совершить учащиеся с предъявленным предметом. Эти действия должны обеспечить выделение в предмете (явлении) тех свойств, тех связей и отношений, которые составляют объект усвоения.

       В последние годы заметно расширилась область наглядности, и усложнился ее инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов и компьютерных программ, при помощи которых педагог моделирует фрагменты объективной действительности. Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается.

        Лучше всего запоминается теория, представленная с помощью наглядных средств и пособий. Наглядность является одним из эффективных средств формирования положительной мотивации. Но наглядность не должна рассматриваться только как простая демонстрация конкретного предмета. Понятие «наглядность» неотделимо от понятия «мышление», оба они взаимосвязаны. Наглядность обучения, как дидактический принцип построения учебного процесса с опорой на средства наглядности, может быть использована и при изложении нового материала, и при проверке усвоения учебного материала, и в оформлении учебных пособий, книг, карт, схем, таблиц и т.д.

        К. Д. Ушинский  говорил  о  том,  что  наглядности  обучения  требует  сама  детская  природа.  Понятия  и  абстрактные  положения  на  всех  возрастных  ступенях    доходят  до  сознания  легче,  если  они  подкрепляются  восприятием. 
       Образы  изучаемых  предметов  могут  восприниматься    под  руководством  преподавателя,  который   демонстрирует  эти  предметы  или  их  изображения (внешняя  наглядность).    Обучение  может  опираться  на  опыт  детей,  самостоятельно  проведенное   ими  ранее  наблюдение  (внутренняя  наглядность).
       Правильное использование  наглядности  в  обучении  способствует  развитию  наблюдательности,  мышления  (осмысливание  наблюдаемого)  и  речи  (словесное  выражение  мыслей)  воспитанников.

При  использовании  наглядности  в  учебном  процессе  необходимо  соблюдать  целый  ряд  методических  требований. 

Во-первых.  Отбор  тех  или  иных  видов  наглядных  пособий  должен  вестись  с  учетом  целей  занятий.

Во-вторых,  при  работе  с  наглядными  пособиями  педагог должен  руководить  процессом  восприятия  их  детьми,  направлять  их  внимание  на  наиболее  главные  и  существенные  стороны  изучаемого  предмета,  создавать  условия  для  проявления    максимальной  активности и  самостоятельности воспитанников .

 В-третьих,  не  перегружать  занятие   наглядными  пособиями,  использовать  их  в  количестве,  необходимом  для  достижения  учебной цели.  Если  на  занятии предстоит показать  несколько  пособий,  то  демонстрировать  их  следует  по  мере  надобности, а  не  все  сразу.

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них.

Наглядность не цель, а средство обучения.

 Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в  качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу .

Используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.

Старайтесь сами изготовлять вместе с воспитанниками наглядные пособия: лучше всего то пособие, которое изготовлено самими детьми.

Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете; старательно готовьте наглядность к применению.

Используйте наглядность как одно из средств  связи с жизнью.

Следите, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в  отношение причины и следствия.

 И в заключение напоминаем Вам,  что наглядность — сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.

Категория: Материалы информационно-методического отдела | Добавил: Admin
Просмотров: 766 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Спасибо megafonза поддержку!

Поиск

  • Сайт "Я выпускник"
  • sar


  • Copyright MyCorp © 2024



    Analytics