Воскресенье, 20.08.2017, 08:53
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

                                             

Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» г.Хвалынска

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 488
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Материалы информационно-методического отдела

Методика проведения диагностических исследований
27.11.2015, 15:09

Методика проведения диагностических исследований

«Чтобы воспитать человека
 во всех      отношениях,
нужно знать его
  во всех отношениях…»

Ушинский К.Д.

Понятие «диагностика» в переводе с греческого означает «познание, определение». Диагностика - это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Педагогическая диагностика является составной частью профессиональной деятельности педагога и имеет прямое отношение ко всем компонентам этой деятельности.Она направлена на результаты формирования личности учащегося, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.
         Для того, чтобы понять сущность педагогической диагностики, можно сравнить работу врача и учителя. Первый начинает с выявления причины болезни, затем прогнозирует её течение и только после этого выписывает лекарство. Педагог также, прежде всего «заглядывает» в прошлое своего воспитанника. После этого он пытается определить его будущее, связывая различные цели воспитания с возможностями их достижения.  И только на основе анализа прошлого и предвидения будущего диагностируется настоящее.
        Педагогические диагностические методики выявляют ценностные отношения воспитанников к окружающей действительности, причём это отношение выявляется при условии « свободного выбора», в котором выявляется предпочтение добра или зла, истины или лжи и т. п.
         Основные задачи системы педагогической диагностики – познавательные и преобразовательные.
К познавательным задачам диагностики можно отнести: определение уровня обученности, воспитанности, развития,  определение результативности и эффективности образовательного и воспитательного процессов.
К преобразовательным задачам педагогической диагностики следует отнести: повышение эффективности процессов обучения, воспитания, развития, подготовки; повышение эффективности образовательного и воспитательного процессов в результате осуществления педагогических воздействий.
        Важным функциональным компонентом системы педагогической диагностики  являются виды педагогической диагностики, такие как:
- предварительная;
- оперативная;
- контрольная;
- повседневная (текущая);
-итоговая;
- исследовательская
.

        К основным методам проведения педагогической диагностики относятся:

-      наблюдение;
 -          опрос (интервьюирование, анкетирование)
  -         тестирование;
 -          изучение продуктов деятельности;
 -          эксперимент и другие

Как показывает практика, при реализации программ воспитательной работы педагоги наиболее часто используют метод анкетирования. Поэтому остановимся на нем более подробно.
Анкетирование представляет собой методический прием получения психологической информации при помощи составленных в соответствии с определенными правилами систем вопросов. Посредством анкетирования педагог получает материал для установления суждений и личностных качеств воспитанников.
Вопросы анкет бывают открытыми (предполагают свободные ответы по своему усмотрению) и закрытыми (даны готовые ответы для выражения своего согласия или несогласия, список ответов на выбор или ответы для определения их места в классификации).

Анкета должна удовлетворять ряду требований:

  1. Нельзя предлагать вопросы, требующие нравственной оценки своих качеств («Считаете ли вы себя самоуверенным?). Лучше этот вопрос сформулировать по-другому («После критического момента ситуации склонны ли вы, думать о том, что вы что-то сделали не так?)
  2. Вопросы должны быть лаконичными, ясными по смыслу, доступными для понимания, конкретными.
  3. На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ученика.
  4. Желательно в начале анкеты (первая треть) предлагать легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий), затем трудные (на выявление  суждений, оценок), далее самые сложные (требующие принятия решений), в заключение (последняя  треть) – снова простые.

Достоинствами анкет являются:
-массовость обследования;
-большая скорость сбора информации;
-легкость обработки результатов;
-возможность применения статистических методов.

К недостаткам следует отнести следующие:

-анкетирование не учитывает различное понимание вопросов детьми;
-объективность ответов не всегда высокая, так как воспитанники могут недобросовестно отнестись к ответу;
-жесткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить ответить не то, что они думают в действительности.

Требования к педагогической диагностике:

  • Изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей.
  • Диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер.
  • Изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения.
  • Личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений.
  • Нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода.
     

Алгоритм проведения диагностик:

  1. Определение цели и задач исследования.
  2. Подбор критериев и показателей для определения результативности изучаемого явления.
  3. Выбор методик изучения.
  4. Подготовка диагностического инструментария.
  5. Обработка и интерпретация результатов исследования.

 

Выбор той или иной психолого-педагогической методики обследования в каждом конкретном случае зависит от целей и задач проводимого обследования, возраста ребенка и присущего ему ведущего вида деятельности, а также имеющегося у ребенка нарушения развития, социального фактора и др.
  Необходимым условием при осуществлении диагностики является создание комфортной среды: освещение, звуковой фон, качество мебели, организация пространства, удобное размещение необходимых материалов. Процедура обследования должна быть адекватной возможностям ребенка с особенностями психофизического развития по характеру стимульного материала и последовательности его подачи.
На результаты обследования также оказывает влияние  личность взрослого, проводящего диагностику. От его профессионализма, манеры поведения зависит  создание благожелательной атмосферы, установление контакта с ребенком, снятие у него тревожности и неуверенности.

Педагогическая диагностика является и начальным и завершающим этапом профессиональной деятельности педагога, так как она имеет циклический характер и не исчерпывается решением одной педагогической задачи. Сведения, полученные в результате педагогической диагностики, могут стать мощным импульсом для инновационной деятельности педагога. Чем больше он будет узнавать об особенностях своих воспитанников, чем яснее увидит проблемы, требующие разрешения, тем эффективнее станет его работа. Конечно, при том условии, что педагог не просто примет к сведению полученные диагностические
результаты, а всерьез  проанализирует их и будет строить следующие этапы своей работы,
развивая плюсы и минимизируя недостатки. Педагогическая диагностика – это процесс распознавания различных педагогических явлений и определения их состояния в определенный момент на основе использования необходимых для этого параметров.

Категория: Материалы информационно-методического отдела | Добавил: Admin
Просмотров: 1794 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Спасибо megafonза поддержку!

Поиск

  • Сайт "Я выпускник"
  • sar


  • Copyright MyCorp © 2017



    Analytics